Путевые заметки о II экспедиции в Индию
Макаров В.В.
Празднование Нового Года
Маршрут: Дели — Бомбей — Центр Ошо Раджниша в Пуне — Гоа. Ашрам Сатьи Саи-Бабы в Путапарти — Дели.
В нашей второй экспедиции участвовало 23 человека. Экспедиция протекала в более сложных условиях, чем первая. Любители Индии из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Челябинска, Астаны (Казахстан) за 16 дней пребывания в Индии проделали более 8 тысяч километров на поездах, автобусах, джипах, катерах. И задачи у нашей второй экспедиции были уже иными.
В этой экспедиции, мы поставили перед собой задачу быть обычными паломниками в одних (культовых) или туристами в других (популярных у европейцев) местах Индии. Ведь изучая медитацию в контексте культуры страны невозможно обойти вниманием то, что создано в Индии специально для европейцев и американцев. То, что индусы экспортируют в индустриально развитые страны. Итак, наша экспедиция — это 23 паломника и туриста, представитель Лиги в Индии доктор Аджид Вардан Синх, его помощник и ещё туристический агент.
Итак, в самый разгар туристического сезона в Индии мы направляемся в наиболее престижные для европейцев и американцев места туризма, отдыха и паломничества. И вот 30 декабря 2005 года мы с большим трудом добрались по московским пробкам до аэропорта Домодедово. Постепенно подошли те, кто прилетели из других городов. Очень многие люди именно 30 декабря желают улететь на самолёте. И мы, преодолев столпотворение, в этой аэрогавани, одной из самых крупных в Европе, почти незаметно прошли через таможню и паспортный контроль. Наш путь лежал в Нью-Дели…
Мы прилетели в Дели. В городе было достаточно тепло и жители меньше жгли костры, чем это было в наш приезд в прошлом году. Так что воздух был достаточно чистый. Проходя паспортный контроль, мы отметили доброжелательность чиновников, проверявших наши документы. В аэропорту нас встретил представитель Лиги в Индии доктор Аджид Вардан Синх и, погрузившись в комфортабельный автобус, мы отправились в гостиницы. Нам предстоял отдых до обеда. В каждой из двух наших гостиниц в 3 и 4 звезды одинаково пахло нафталином. В Индии он очень широко используется.
После обеда мы отправились в центральный храмовый комплекс бога Кришны. Мы вновь прошли всю экскурсию о жизни и деяниях этого бога. Обратили внимание как эмоционально, доступно и понятно подаётся материал о боге. Всё, что говорилось и показывалась, людям было известно из их жизненного опыта, узнаваемо. Может быть, поэтому и действенно. В этом году не было праздника и храм посещали только индусы, мы были единственными европейцами.
После посещения храма мы приступили к занятиям медитацией. Сначала была вознесена молитва богу интеллекта Ганешу, сыну Великого бога Шивы. Считается, что Ганеш также бог психотерапии. Нас торжественно встретили венками из живых цветов. Согласно индийской традиции гость — это бог.
Затем вместе с известным в Индии и за её пределами, и уже знакомом нам учителем, Джеси Бандом мы отправились в увлекательное путешествие к «естественному состоянию» внутренней радости, которое планировали достичь, не покидая удобного кресла в нашем учебном зале. Я медитировал, и понимал и чувствовал, что год прошёл успешно. Я очень продвинулся в искусстве медитации. И в первый же день в Индии мне открылись новые глубокие переживания. Мы изучали дыхание, позы для медитации, последовательность погружения. И наш гуру Джеси Банд открывал нам всё новые перспективы и возможности трансцедентальной медитации.
Между тем на большой лужайке возле бассейна, где мы ещё утром встречали солнце и вдыхали запах роз, вовсю шла подготовка к празднованию Нового года. Устанавливались большие шатры, танцполы, буфеты, стойки баров, столики.
Участники экспедиции из восточных регионов России начали проявлять беспокойство по поводу неуклонно наступающего Нового года. Хочу напомнить, что время в Индии на 2,5 часов вперёд по отношению к московскому. И вскоре было принято решение приступить к встрече Нового года самостоятельно. А затем присоединиться к празднованию в шатрах. Входной билет туда стоил 17 $. И строился праздник по принципу: «Всё включено». В данную сумму входило кроме дискотеки и танцев под живую музыку в другом зале, также неограниченное количество закусок и напитков. Нужно отметить, что индусы не особенно празднуют Новый год. В шатрах в основном собралась европейски и американски ориентированная молодёжь. И одеты они были по-европейски и танцевали, как им казалось, по-европейски. И выпивали по-европейски. Впрочем, до этого мы ещё дойдём.
А пока участники нашей экспедиции провожали и встречали Новый год по Владивостокскому времени в номерах гостиницы. На столах появились крепкие горячительные напитки, икра, морепродукты, консервы, колбасы. И много тостов. Через час, когда наступил Новый год по Хабаровскому времени, мы уже объединились в большую компанию. И немного взгрустнули, что коллеги из Хабаровска не смогли купить билеты, поэтому их нет в этой нашей второй экспедиции. И всей нашей большой компанией мы заняли столики под открытым небом у самого входа в шатры, где веселилась индийская молодёжь. Нужно отметить, что в Индии молодые люди традиционно полностью воздерживаются от алкоголя или выпивают совсем немного. А неограниченное количество спиртных напитков на этом вечере привело к тому, что среди индусов было много людей в состоянии опьянения II и даже III степени. Только юноши. Девушки вели себя традиционно скромно. Впрочем, все вели себя как всегда скромно и мирно. И это в отличие от участников нашей экспедиции. Мы громко произносили тосты. Иногда сразу несколько человек. Кричали ура. Наши девушки так красиво и расковано танцевали, что вскоре наши столики оказались в плотном кольце любопытствующей индусской молодёжи. В последующем оказалось, что первый ряд этого кольца составляла служба охраны. Именно она не позволяла подвыпившим индусам приближаться к нашим девушкам. Впрочем, некоторые, особенно ретивые на короткое время прорывались и увлекали наших девушек в танце. Агенты службы безопасности быстро наводили порядок. И вот мы уже встречали Новый год по новосибирскому, по омскому времени. Один из участников нашей экспедиции Всеволод вдруг вспомнил, что у него с собой в гостиничном номере целый ящик пиротехники, привезённой из России. Он принёс свой ящик и водрузил его на стол.
Старший из охраны попросил перейти с ящиком на газон. Его быстро убедили, что это всё безопасно. И вокруг наших столов начался настоящий феерверк, привлёкший дополнительное внимание участников праздника. А официанты, по нашей просьбе уже выстроились с бутылками шампанского. И в момент наступления Нового года по Индийскому времени мы скомандовали открывать шампанское. И каково же было наше удивление, когда официанты потрясли бутылками и начали обливать нас пеной шампанского, с разных сторон, как из брандспойтов. А остатки пены из бутылок они радостно выливали себе на головы. Мы не стали разуверять их в их представлении, что так и встречают Новый год. Только шампанское им больше не доверили.
Затем мы встречали Новый год по екатеринбургскому, пермскому, челябинскому времени. И участники нашей экспедиции говорили о своих городах. Только встречая Новый год по московскому времени, мы уже сами открывали единственную оставшуюся бутылку шампанского. Мы праздновали наш любимый праздник и ярко осознавали особенности национальной встречи Нового года на чужбине.
Следующий день начался с занятий. Участники экспедиции прошли процедуру аюрведической пульсовой диагностики. Многим было назначено лечение. Препараты можно приобрести там же, в аюрведической аптеке.
После обеда нас ждала весьма интересная экскурсия. А во время обеда наш гуру Аджид Вардан Синх следил за тем, чтобы мы склонялись к вегетарианству. Именно такое питание, по его убеждению, способствует духовному просветлению и глубокому усвоению медитации. Впрочем, у некоторых участников нашей экспедиции был приличный запас мясных консервов и сырокопчёных колбас. Да они и не скрывали это.
Мы отправились на автобусе в храм всех религий. И нашему взору предстало современное, огромное сооружение, потрясавшее своей величественностью. Оно воплощало собой строительные традиции средних веков, а внутренняя отделка представляла современный вариант отделки древнего храма Джен, потрясшего нас в предыдущую экспедицию на горе Монтабу. Стены сплошь были отделаны маленькими скульптурками.
Около двух часов мы двигались в людской реке, представляющей собой очередь желающих посетить храм. Вокруг были только индусы. Людей европейской внешности не было совсем. Здесь невольно задумаешься над жизнью в обществе, над тем, что мы называем социализацией. Индусы каждую минуту впитывают ценности своего мира, своей культуры. И часто выживают потому, что становятся как все другие и соответствуют ожиданиям и стандартам старших поколений. Это люди традиционного общества. Это консервативные люди, защищающие вековые ценности.
Мы же живём в обществе эпохи перемен. Нам приходится постоянно принимать новые решения, изменять стандарты. И преуспевают те люди, которые усваивают новые стандарты и правила. И, более того, создают их.
К этому времени уже стемнело. И во внутреннем дворе храма в бассейнах началась водно-свето—музыкальная феерия. Очень красочное и по настоящему красивое зрелище на религиозную тему.
Следующий день начался с длительной транцендентальной медитации. Сначала мы слушали лекцию. Задавали вопросы. На один из моих вопросов учитель показал мне двухтомник «Веды». И сказал, что здесь всё и давно написано. Я невольно подумал, как хорошо и просто ему живётся с этим удивительным двухтомником. Затем каждому участнику нашей экспедиции учитель тайно сообщил личную мантру на всю жизнь. Эту мантру нужно хранить в тайне и не сообщать никому. Затем мы обратились к практике. Мы ставили себе цель уйти от интеллекта, от мышления. Сама мантра не являлась нашей целью, а была транспортом, уносящем нас к цели. Удивительно, что во время медитации я углубился в состояние приятного тягучего погружения. В этом очень приятном состоянии мантра постепенно ушла, растворилась и наступила пустота, медленно наполнявшаяся новым смыслом. По правилам, после медитации нужно отдохнуть 5-10 минут или даже целый час. Затем мы слушали комментарии учителя о том, какая медитация может признаваться правильно выполненной.
Оказалась — она должна приводить к состоянию расслабленной свежести, энергичности и лёгкости. Важно пережить чувство глубокого отдыха, которое будет продолжаться и после завершения медитации. Во время медитации понижается метаболизм и потребность в кислороде. Затем дыхание углубляется и притупляется болевая чувствительность. Тишина и переживание пустоты наполняет весь организм. Важно отметить, что именно в этот день я впервые осознал, что у меня получается всё, и медитация приносит глубокие и радостные переживания.
После такой незабываемой медитации половину дня мы посвятили натурологии — лечению без лекарств. Доктор Гормон Вильян сообщил нам о достижениях этого традиционно индийского лечения. Он сообщил о биоритмах. О накоплении токсических веществ в организме как единой причине всех болезней. Лектор часто ссылался на Гиппократа и индийских врачей. Рекомендовал очищаться с помощью воды и апельсинового сока. Говорил о пользе голодания. Многое из сказанного мы знали и ранее, и я не буду повторять здесь. Только мы ещё раз убедились в профилактической направленности традиционной индийской медицины.
Вечером этого дня мы отправились в Бомбей. Вечерний вокзал не был переполнен людьми, как это было ночью во время нашей первой экспедиции. Между мегаполисами курсирует множество поездов. В том числе и скоростные экспрессы. В вагоне первого класса такого экспресса 7 просторных купе и три туалета. Пятнадцатимиллионный мегаполис встретил нас жарким зимним днём.
Мы ехали по разогретым солнцем, переполненным людьми и машинами улицам современного города. Видели множество рекламы, современные магазины, хорошо одетых людей. Везде жгли благовония, сияли букеты жёлтых цветов. Этот огромный город с красивыми зданиями и прекрасным климатом поразил наше воображение. Величественная Арка — Ворота Индии, — воздвигнута на месте, где англичане впервые высадились в этой стране. И конечно — океан. Тёплый и величественный.
Ещё в первую поездку я обратил внимание на то, что индусы очень любят шуметь. В Бомбее это особенно выражено: крики людей соперничают с гудками автомобилей, строительный шум перекрывается гулом летящих над городом самолётов. Нужно хорошо знать этот город, чтобы отправляться в путешествие по нему. Иначе можно целый день провести в дороге, в пробках и так и не добраться до поставленной цели.
Мы посетили храм Шивы. Это совсем новое семиэтажное здание, где скульптуры каждого этажа показывают часть жизни великого бога. Везде благовония, тихая музыка. Люди ходят и общаются с богами. А через дорогу храм бога Кришны. Там очень громкая музыка, яркие краски, возбуждённая, пританцовывающая толпа поклонников этого бога. Его мы тоже посетили и вышли радостными и возбуждёнными.
Вечером гуляли по прекрасной набережной, ужинали морепродуктами. Впереди было ещё две трети нашей экспедиции…