15 научно-практическая психотерапевтическая экспедиция в Индию
15 научно-практическая, Психотерапевтическая экспедиция
Профессиональной психотерапевтической Лиги в Индию
Эротика, секс и любовь в традиционной индийской культуре
8 ноября — 23 ноября 2011 г.
Шмаков Вадим (Челябинская область)
Можно с уверенностью сказать, что только благодаря научно-практическим психотерапевтическим экспедициям ППЛ в Индию, Гималаи, Тибет современная отечественная психотерапия получает возможность реализовать в полной мере четырехчастную парадигму в реальной практике.
Я благодарен профессору Виктору Викторовичу Макарову, организатору всех наших экспедиций в Индию за великолепную возможность познания. И особо хочу отметить его лидерские и душевные качества: решительность, ответственность, доброту и заботу о людях, понимание, терпение и спокойное отношение к самым различным затруднительным ситуациям, естественно возникающим в любом путешествии. Любые другие познавательные программы в Индии не могут сравниться с экспедицией ППЛ по информативности, насыщенности, интенсивности, количеству и знаковости наших посещений и встреч. И это оправдано целями и задачами нашей научно-практической психотерапевтической экспедицией, а она по счёту уже пятнадцатая.
На этот раз программа экспедиции состоит их нескольких вариантов, основной из них базовый вариант, продолжительностью в 20 дней, с маршрутом от высокогорного Муссори в Гималаях до самой южной части Индии, Тривандрума в Керале и аюрведического курорта на берегу Индийского океана. Свободно передвигаться по Индии можно всюду, кроме районов, запрещенных для посещения иностранцами. Ноябрь и декабрь считаются самыми лучшими месяцами для путешествий по Индии, хотя климатически благоприятен и весь период — с октября по март.
В составе группы — известные врачи, психологи, психотерапевты из Москвы, Ростова, Челябинска, Смоленска, Брянска. Со многими людьми я уже знаком по прошлым экспедициям, встречался на конгрессах в Москве, на декадниках ППЛ. Очень радостно видеться вновь.
Нам предстоит побывать в городах: Нью-Дели, Шантикудж (Харидвар, Ришикеш), Муссори, Коджурахо, Варанаси, Сарнат, Тривандрум, которые расположены в пяти штатах Индии. Нам предстоит проехать сотни километров по незабываемым и экзотическим дорогам Индии на джипах и совершить пять перелетов на внутренних авиалиниях, преодолев тысячи километров с севера на юг.
Для меня всегда остается загадкой, почему любой человек, оказавшийся в Индии, независимо от его мировоззренческих предпочтений, получает здесь умиротворение и огромный ресурс духовности, который подвигает его к развитию. Удивительная страна контрастов: бедность здесь граничит с богатством, а уличный мусор, не убирающийся годами с необыкновенной душевной чистотой.
В Индии абсолютная неторопливость никуда. Все идет, как идет, без суеты и нервозности. Во время путешествий, при переезде из одного города в другой участники экспедиции иной раз спрашивают у Виктора Викторовича: «Когда мы приедем в конечный пункт?» Он же отвечает: — «В Индии никто этого не знает!»
Может быть чудо в том, что принятие жизни такою, какая она есть вместо требований и иллюзорных ожиданий и есть признак свободной души, облегчения и освобождения.
Итак, все по порядку.
Снова Индия. Шантикудж, Харидвар
На этот раз перелет в Нью-Дели проходил с промежуточной посадкой в аэропорту Абу-Даби, который удивил удобством, своей роскошью и комфортом. Ночной перелет из зимы в лето прошел быстро и вот — мы снова в Нью-Дели. В городе заметны внешние перемены к лучшему, стало больше современных автомобилей, новостроек, улицы становятся чище, меньше людей живет на улице вдоль тротуаров. Правительство стало платить больше пособий бедным, а их в Индии насчитывается до 67%. Индия — развивающаяся страна и бедность постепенно отступает с развитием экономики и промышленности.
Для нас же больший интерес представляет духовное и традиционное культурное пространство этой замечательной страны, психология и практики сохранения и укрепления телесного и ментального здоровья.
Цели нашего пребывания в Шантикудже следующие: обучение научной духовности и духовности на рабочем месте. Ознакомление с методом Панчикармы — системы глубокой очистки организма на пути к здоровью, молодости, красоте. Медитации на берегу священной реки Ганги, ежедневные занятия йогой. Пребывание в Дев Санскрити Университете, посещение Исследовательского центра Свами Вивекананда с целью изучения аюрведических методов лечения и психотерапии. Изучение наследия Великого Учителя Пандита Шрирам Шарма Ачарья в ашраме Гурудевы и ежедневное участие в обряде ведического поклонения огню — ягья.
Там в эти дни проходит грандиозный фестиваль-празднование 100-летие великого учителя, святого и ученого Пандита Шрирам Шарма Ачарья (Гурудевы), прорицателя и провидца, автора тысячи двухсот книг. Всюду вдоль пути большие щиты с изображениями, посвященными этому событию.
Пандит Шрирам Шарма Ачарья родился 20 сентября 1911 года. У него было много земли. Он был мирянином и много общался с простыми людьми. С 6 лет он начал читать мантру Гаятри. Он нашел своего Гуру, когда ему было 15 лет. Этот учитель жил в Гималаях. Он увидел его во время огненной молитвы, «в огне». Учитель явился к нему в «тонком теле» и велел всемирно распространять Гаятри — мантру. Сам Шрирам Шарма Ачарья прочел Гаятри — мантру из четырех строк 240 миллионов раз. Он был борец за мир. Люди поверили в его святость. Он был 4 раза в Гималаях, чтобы медитировать с Учителем.
Мы прибываем в Шантикужд вечером и в первую ночь размещаемся в огромном палаточном лагере для участников фестиваля. В палатках есть электричество, кровати и минимум удобств. На следующее утро мы переезжаем в уютную гостиницу и после утренней медитации и завтрака начинаются наши чудесные встречи и посещения в Шантикудже.
Раскинувшийся на берегах Ганги, Харидвар является одним из семи основных священных городов индуизма. В переводе с хинди, название города означает «Ворота к Богу» (Хари — означает «Бог», а двар — «ворота»). В Харидваре, самом северном из семи священных городов Индии, на берегу полноводной Ганги, берущую начало в Гималаях, впервые выходящей здесь на равнину находится Всемирный Центр Гаятри Паривар. Это место, куда приезжают тысячи паломников и людей из разных стран мира, ощутивших на себе волшебную силу и могущество Гаятри-мантры.
«Ом бур бувах свах, тат савитурвареньям, барго девасья димахи, дьйо йо нах прачодаят» — это обращение к Духу, которое могут произносить с воодушевлением и устремлением мужчины и женщины, независимо от их вероисповедания и страны, во все времена. Повторение этой мантры приводит к внутреннему очищению и развитию духовного разума. Приверженцы Гаятри движения, а их насчитывается около 50-ти миллионов человек на планете, ежедневно вступают в резонанс, повторяя древнюю священную формулу, пробуждающую истинную мудрость и благополучие.
«Негативные, злобные мысли являются причиной всех бед индивида, семьи и в целом современного общества. Единственный выход из этой отчаянной ситуации — трансформация мыслей» (Пандит Шрирам Шарья Ачарья).
Здесь мне хочется подробнее рассказать о мантре. Мантра — это слово, слог или стих на сансткрите, обладающее способностью воздействовать на сознание человека. Это сочетание фундаментальных звуков и вибраций Вселенной.Мантраэто и формаречи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоциии тело.Слово «мантра» происходит от двух: «манас» и «траи» (санскрит). Первое означает — ум, мысли, второе — «защищать», «спасать». Что или кого и от чего спасать или защишать? Мне представляется, что это в первую очередь природный метод спасение себя самих от своего ума.
Ещё тысячу или двести лет назад проговаривание мантры с обращением «Ом» было доступно только посвященным. Считается, что если вы ежедневно повторяете мантру 108 раз в течении 21 дня — вы «подключаетесь» к вселенским каналам жизненной Энергии. При проговаривании мантры в организме начинают происходить особые вибрации вначале малозаметные на фоне вибраций от наших эмоций, наших мыслей о повседневности и отвлеченности ума. С практикой вибрация мантры усиливаются, а другие — уменьшаются. Вибрация мантры — вибрации Энергии Вселенной. На этом этапе и происходят значительные изменения в сознании и физиологическом состоянии организма. Мантра помогает быстро достигать медитативное состояние.
Для тех, кто интересуется восточными оздоровительными практиками, осмелюсь предложить свою интерпретацию психофизиологии мантры. Кроме духовного аспекта и действительно имеющего место ментально и физически очищающего через дыхание эффекта мантры есть и другие ее особенности.
Многократное пропевание или проговаривание мантры подразумевает, что выдох гораздо длиннее короткого энергичного вдоха, а между вдохом и выдохом есть малозаметная задержка дыхания. Дыхание при этом становится естественным, диафрагмальным и более глубоким. Сосудистый эффект и кислородная насыщенность крови позволяет мозгу при этом работать в другом режиме, мысли успокаиваются. Вырабатываются нейромедиаторы, способствующие улучшению душевного состояния и телесного здоровья.
Через цикличное задействование энергетического аппарата речи идет активная циркуляция всей внутренней жизненной энергии. А вибрация голосовых связок резонируя, ощутимо и благотворно-естественно передается всему телу. С психоаналитической точки зрения можно предполагать, что также происходит и снятие орального спазма, снижение естественного фона природной тревожности, возникающего в результате сомнений, обилия желаний, активности и отвлеченности ума.
В Индии справедливо считают, что дыхание это жизнь. И продолжительность жизни определена количеством дыхательных движений. Тринадцать — пятнадцать дыхательных движений в минуту — нормально. Если больше — нагрузка стрессовая.. Это очень важно. Когда человек часто волнуется, нервничает, его дыхание становится поверхностным, частым. Диафрагмальное же дыхание более глубокое, замедленное. Вывод напрашивается сам собой: чем меньше дыхательных движений за определенный промежуток времени мы делаем, тем спокойнее наши мысли, тем полезнее для организма, тем дольше мы живем. И в наших силах сознательно научиться дышать диафрагмально. Приведу запоминающийся и мотивирующий пример: наши почки при поверхностном дыхании имеют возможность вертикального движения на 2-3 см, а при глубоком диафрагмальном дыхании — на 10-12 см. и этот естественный диапазон внутреннего движения позволяет всем органам и системам организма работать в здоровом режиме.
Кроме того, вертикальное движение основной дыхательной мышцы — торакальной диафрагмы позволяет осуществлять массаж внутренних органов, их движение относительно прилегающих к ним поверхностей. Естественная подвижность внутренних органов создают условия здорового функционирования всех систем организма.
По прибытию в ашрам Шрирам Шарья Ачарья, за совершенно небольшую плату мы приобретаем одежды ярко желто-оранжевого цвета и обряжаемся в них. Специальный русскоговорящий гид прикреплен к нашей группе и будет сопровождать нас все время пребывания в ашраме. Многотысячные людские движения, толчея, многоголосие, звучание со всех сторон мантры, звуки свистков и колокольчиков. Приветливые взгляды, обращенные к нам совершенно незнакомых нам людей, без перевода означающих общность, понимание и приятие. В ответ на теплые улыбки встречающиеся повсюду людей хочется самому искренне улыбаться в ответ.
Первые открытия. Мы часто становимся заложниками своего неестественного образа жизни и в силу своих неоправданных ментальных ограничений. Настораживаем друг-друга своими физиономиями преисполненными следами страхов, страдания, напряжения или болезни. Становимся малодоступны, держим достаточную дистанцию с другими людьми. Но на самом деле у нас нет веских причин бояться взаимодействовать с ними. Ведь они такие же люди, как и мы. С такими же, как и у нас, желаниями и потребностями в любви и общении. Отношение приятия к другим априори позволяет нам уйти от относительности и обыденного штампа в отношениях: если человек поступает не так, как я хочу, значит, он пока мне не друг. А как начинает поступать так, как мне нравится — становится другом.
Во время пребывания здесь нас сопровождает гид Гьянешвар (в переводе — «Божественный дар»), врач, руководитель одного из отделений Университета Дев Санскрити. Нам интересно, как происходит сочетание древних аюрведических методов лечения и современной медицины. Мы посещаем экспериментальную животноводческую ферму, лаборатории по производству аюрведических фармсредств, ботанический сад при университете. Везде нам дают подробные разъяснения, включая интересующие нас детали.
Факультет лечебной практики здесь реализует свои возможности через национальные приоритеты: сельское хозяйство, сельскую медицину, аюрведические, доступные для селян мед практики исцеления. И можно в целом охарактеризовать здешний медицинский подход как целостный, холистический.
В местной аюрведической аптеке — средства для исцеления, полученные при использовании коровьих испражнений. Например: после дисциляции коровьей мочи делается много лекарств снижающих интоксикацию. Участниц нашей экспедиции заинтересовали маски для лица, масла, кремы и другие средства для практики Панча Кармы, очищения и омоложения организма.
Затем мы идем в ботанический сад университета. Здесь произрастает множество растений, используемых для изготовления лекарственных средств, воздействие, показания и противопоказания которых проверены веками. Наш гид Гьянешвар, поясняет нам все нюансы аюрведической науки. У нас также произрастают растения с похожими целебными свойствами. Только знать их не всем дано и, по мнению индусов, нужно сохранять знания, приобретенные веками.
Завтрак в ашраме отличается простотой. Его готовят девушки, проходящие в ашраме специальный духовный женский курс. Невесты такого уровня в Индии пользуются большим спросом и уважением, у них прекрасные возможности в заключении счастливых браков.
Нам поясняют, что непременным правилом в ашраме является самостоятельность в быту, необходимость содержать все в чистоте, убирать свою комнату и мыть за собой посуду.
В программе нашего пребывания в Харидваре — участие в поклонении праху Великого Учителя в ашраме Гурудевы и обрядах ведического поклонения огню — ягья.
Ягья
Ягья — это древний ведический огненный обряд, который обычно совершается для удовлетворения богов или для исполнения определенных желаний (ритуалы камья). Ягья — неизменный атрибут всех крупных ведических праздников или каких-либо важных событий, свадеб, рождения детей. Считается, что Огонь (Агни) выступает как свидетель на всех свадьбах и торжественных церемониях. Обряд используется как способ обращения за благословением к богам.
И самым важным элементом ягьи является жертвенный огонь, божественный Агни, которому делают различные подношения (желтый рис, топленое масло, сандал), сопровождаемые специальными мантрами. Ягьи бывают разных видов: на исцеление, благополучие, устранение препятствий, привлечение удачи и так далее, но всегда их совершение требует очень высокой квалификации. Мантры для ягьи — сокровенные, и получают их только после специального обучения карма-канди (раздел Вед, описывающий обрядовую сторону). При этом брахману, удостоенному проводить ягью, присваивается титул «Пандит».
Слово ягья имеет три значения: почитание Богов; благотворительность и коллективизм. В индийской культуре истоком знания, символом праведных мыслей является Гаятри мантра, а ягья — символ всех праведных дел. Соединенные вместе они увеличивают добрую волю и праведную направленность общества, создавая среду для душевного спокойствия и процветания.
Ягья — в нашем восприятии — не только групповая молитва, структурирующая коллективное сознание, это духовная, оздоровительная, медитативная и огненная практика, позволяющая укрепить свой дух, привести в равновесие свой ум, своё взаимоотношение с окружающим миром и инициироваться к новому движению в жизни. Эта практика, одновременно и динамическая медитация, которая позволяет производить определенные длительные изменения в характере человека и помогает излечивать многие физические, психосоматические и душевные заболевания. Практика широко применяется в жизни индусов, она входит в индуистские школьные программы.
Кроме того, в местном НИИ исследуется энергетическая и физико-химическая составляющая процесса ягьи. При совершении ягьи с применением аюрведических компонентов происходит ингаляционное и волновое терапевтическое воздействие. И ягья-терапия показана здесь как психотерапевтическая, вспомогательная и сопровождающая практика при одновременном применении современных методов лечения заболеваний.
Мне, психологу, практикующему и опосредованные методы психологической психотерапии, интересны и методика ягьи и детали данного ритуала. Например, отсутствие необходимости формирования заявки, стыковочного сценария психотерапии (для каждого он свой) или какой-либо психологической директивности позволяет участникам ягьи сделать только свою очень важную для себя работу.
Обратно — пирамидальная металлическая форма основания для организации огня — для меня пока загадка. А сам ритуал как процесс я наблюдаю и участвую в нём впервые. Мы участвуем в ягьи несколько раз, и это помогает запомнить особенности проведения ритуала очищения и поклонения огню. Чтобы выполнить божественную цель люди должны быть сами божественны, чисты. Силы Бога устремлены к тем, чьи ум и тело чисты, а помыслы и поступки благородны. Все участники совершают внутреннее и внешнее очищение.
Ягья в первую очередь, медитация на огонь. Люди располагаются вокруг специального центрального возвышения для огня. Каждый слог мантры имеет свое значение. Угощение и дар огню делается при произнесении слова «сваха». Огонь, как рот Бога, и кормление огня это преподнесение своего благодарения, своего состояния счастья и любви во вселенское общее, которое распространяется на весь мир. Совитур — означает свет огня, вселенская правда. Солнце — важнейший элемент существования на земле. Поэтому в Индии его почитают по-особому. Солнце и огонь сжигают негатив, гнев как в нашем сознании так и на телесном уровне. Происходит защита от зла и плохих демонов из головы и тела.
По окончании ритуала, мужчинам и незамужним женщинам на правом запястье, а замужним на левом, повязывается хлопковая «нить защиты».
Никто не знает, где находится рай. Но мы знаем, что Солнце дает нам возможность существования и жизни. Солнце поддерживает и освещает все наши деяния на всех уровнях. Это является священным для всех живых существ. Мы просим Солнце очистить нашу карму. Религия — гармония разума и души, а также самопознание своего разума и души. Слова молитвы или мантры об одном и том же, и русский язык похож на санскрит. Практикуя также медитацию на восход Солнца — мы впитываем божественный свет, энергию и жизненное тепло в свое тело.
Цвет одежд участников Ягьи — оранжевый, символизирует цвет Солнца на восходе как одаренность любовью для всех. Наносимая во время обряда точка между бровями означает — ум горячий и необходимо охлаждение разума и эмоции.
Наши уста сохраняют безмолвие. Уши открыты для слов, которые мы можем понять и слова мантры доносятся к нам также с помощью энергии солнца. У нас есть возможность понимать и языки других стран. Отношение людей выше языковых различий.
Индия там, где Гималаи. При опыте встречи Солнца на рассвете происходит взаимодействие между разумом и душой через установление равновесия между 5 элементами знаний: глаза, рот, нос, уши и разум и 5 элементами тела: грудь, две руки, живот, обе ноги. Живот и тазовую область необходимо контролировать в медитации. Смысл медитации в том, чтобы сосредоточиться на словах молитв на восходе, чтобы Солнце помогало.
Мантру Гаятри произнсосят при начале важных дел. Считается, что все население мира — одна большая семья. Всех женщин называют сестра, мужчин братьями. Брахма — основатель, Вишну — покровитель процесса жизни. Шива — разрушитель. Как и две части света восток и запад составляют тем не менее одно целое. Действительно так здесь представленная дуальная человеческая природа, проявляющая себя в западном понимании как инстинкты жизни и смерти.
Встречи
Встреча с его святейшествам пандитом Пранав Пандья, ректором Дев Санскрити Университета и её святейшеством, дочерью Шрирам Шарья Ачарья для нашей делегации была устроена вне очереди и состоялась только благодаря мировой известности профессора Макарова Виктора Викторовича. Для встречи и благословения здесь многие люди выстаивают в живой очереди не один день. А Их святейшества могут принимать до пяти тысяч человек в день, что весьма удивительно для нашей практики приемов, консультирования и общения. Перед входом к Их святейшествам люди поклоняются неугасимому огню в священном светильнике, который сам возник в момент духовной практики Шрирам Шарья Ачарья в 1926 году и горит до сих пор.
Общение с Их святейшествами длилось около 15 минут, мы получили их благословение на дальнейшую жизнь и сфотографировались на память. На следующий день состоялась также наша встреча и чаепитие с Вице — ректором университета Дев Санскрит, доктором Чинмая Пандья, где обсуждались вопросы современного положения психотерапии в мире и вопросы сотрудничества.
Все индийцы, встречавшиеся нам в путешествиях, очень тепло отзываются о России, Москве.
Я держу в руках книги Гурудевы на русском языке: «Кто Я есмь?», «Не Потерять Своё Сердце». Можно сказать, что эти книги — психологический путеводитель и они могут быть настольными руководствами психолога-практика. Но, для многих слова так и могут оставаться словами на бумаге, если не происходит божественно-душевного соприкосновения. У них не включается некий «внутренний включатель», позволяющий желать и действовать для достижения своего истинного состояния в проживании жизни.
Ришикеш
По пути в Ришикеш Екатерина Макарова, в совершенстве владеющая английским языком, душевно, вслух читает нам книгу «Не Потерять Свое Сердце!». А когда из динамиков слышны звуки Гаятри-мантры — мы с воодушевлением подпеваем. В Ришикеш мы прибываем ближе к вечеру и сразу отравляемся на набережную Ганга, где традиционно проводится ежедневный обряд поклонения Ганги, воспеваются молитвы и совершается огненное представление. Многотысячные потоки паломников стекаются сюда к началу церемонии. Многолюдье, многоцветье, многоголосье, тепло и движение мгновенно вводят людей в особое состояние. Мы теряемся друг от друга в многотысячном и радостном людском потоке, но затем, чудесным образом вновь находимся.
Парадоксально, но при всем внешнем хаосе в Индии всё имеет свой порядок. Одежды людей максимально чисты и по возможностям нарядны. Отдельные группы паломников совершают общие омовения и одновременно проговаривают слова молитв. По водной глади тут и там проплывают ритуальные фонарики с ярко красными лепестками цветов.
Брамины предлагают прикоснуться и почувствовать необжигающий божественный огонь от переносных светильников за совершенно небольшую плату. Вечерняя церемония почитания Ганги в Ришикеше проводится на специальной площадке на набережной, к которой можно пройти через висячий мост. Устроившись на скамьях для зрителей, мы становимся также участниками этого интересного события: песнопений, молитвы молодых монахов и огненного шоу.
Обращаю внимание на приятие людей друг другом, какими бы ни были их религиозные и духовные предпочтения. Особенно запоминается, на всем протяжении общения в Индии, своеобразный жест индусов головой, на первый взгляд для нас обозначающий ни «да» ни «нет», но на самом деле означающий приятие и согласие.
Ежедневно по вечерам (это традиция каждой нашей индийской экспедиции) у нас есть возможность дать «обратную связь» своим коллегам о своих открытиях, эмоциях, об увиденном, пережитом. Такая вербализация — кратчайший путь к осознанности и направленности и наших психических процессов и к достижению целей экспедиции.
Индийская свадьба
Ничего случайного нет. Теме нашего исследования сопутствуют соответствующие события. По возвращении поздним вечером из Ришикеша, нам встречается свадебная церемония. Мы выходим из машин, чтобы быть поближе. Многие из нас впервые непосредственно видят и немного участвуют в таком событии. Ведущий артист поет и играет на трубе индивидуально — непосредственно участницам нашей экспедиции, а Галина Анатольевна и Виктор Викторович удостоены чести быть приглашенными главным распорядителем на свадьбу!
Впереди ночной церемонии идут носильщики с генератором электричества, за ними — эскорт участников с многоярусными светильниками и громогласными музыкальными инструментами. Нарядно украшенные вышитыми золотом попонами лошади, запряженные в свадебную карету. В карете, украшенной живыми цветами и яркими огнями — счастливый, нарядно и торжественно одетый, в белом костюме жених, направляющийся в дом к невесте. Все свадебные торжества здесь традиционно начинаются только поздним вечером и продолжаются в ночное время.
Мы едем дальше и на приподнятом эмоциональном фоне, невольно возникает обсуждение традиций любви и брака в индийской культуре. Традиционно браки заключаются на кастовой основе. И хотя кастовость была официально отменена в 1945 году, фактически она сохраняется и в какой-то мере является основой сохранения тысячелетней национально-культурной традиции. И сейчас внутрикастовые возможности, особенно у бедных людей, расширяются. Есть возможность получить образование и уйти от традиционной вовлеченности в какое-либо ремесло, познакомиться с современными коммуникативными и информационными технологиями, устроиться на работу. Нам не раз встречались молодые люди в деревнях, читающие книгу или владеющие компьютерной грамотностью. Например, в южном штате Керала — стопроцентная грамотность населения.
Свадьба в Индии — длительный процесс передачи физической и финансовой ответственности за дочь. Родители могут условно поженить детей в очень раннем возрасте. Брачный договор реализуется на протяжении всего периода до достижения молодыми брачного возраста. И фактически проходит две свадебных церемонии, разделенные во времени на 20 и более лет. И оба раза пара обходит вокруг огня семь раз повязанные одной лентой. Только жених не может видеть лицо невесты до самой брачной ночи.
Невесту длительно готовят к свадьбе, совершая ритуалы очищения и украшения нательными рисунками. Жених также в день свадьбы не может никуда выходить, и должен закрывать свой рот платком, чтобы обезопасить себя от злых духов. Родственники жениха не могут войти в дом невесты пока всем родственникам невесты не будут вручены подарки. Собственно свадебная церемония требует весьма ощутимых финансовых затрат и многим приходится работать и порой копить деньги для этого всю жизнь.
В Индии женщин меньше чем мужчин. И женская реализация, прежде всего — быть женой и матерью своих детей. Для женщины в Индии жизнь вне брака — не жизнь. На незамужних женщин другие люди смотрят с некоторым осуждением и недоверием. Одежда индийской женщины избирательна и обозначает принадлежность. Она показывает информацию о её социальном, семейном положении и может давать ответы на вопросы: в браке ли она, есть ли у неё дети.
Разводов практически нет. Чтобы развестись, необходима всеобщая единогласная договоренность между родственными кланами, что весьма затруднительно на практике.
В предгорьях Гималаев
В один из дней пребывания в Харидваре. мы выбираем время для поездки в предгорья Гималаев. Преодолев Ганги через мост, мы вскоре оказываемся в местности, где дорога начинает виться вверх серпантином. Везде где только возможно расположиться для жизни в горах есть возделанные участки или отдельные строения. На весьма крутых склонах созданы даже искусственные терассы.
Индусы строят дома без особых машин и механизмов. Часто можно увидеть бамбуковые подпорки для железобетонных перекрытий, которые заливаются прямо на месте. На многих крышах домов видны выступающие вверх металлические прутья от основных колонн строений, которые могут сохраняться так годами. Возможно, планируется когда-либо, для расширения жилища, достроить еще один этаж...
В связи с нехваткой здесь земли автотранспорт может быть расположен для стоянки на плоских крышах домов. Везде — жизнь.
Цель поездки — посещение курортного Муссори, мы планируем там прогулки по улицам и некоторый шопинг. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем все больше и больше нас со всех сторон окутывает туман. Для жителей центральной Индии это необычное явление и многие едут сюда в определенное время года, чтобы посмотреть на туман...
Прибыв в город, мы обнаруживаем, что здесь достаточно прохладно. На уличных лотках даже продаются шапки наподобие наших казацких папах. Слегка утеплившись, начинаем осматривать окрестности и, влившись в общий поток движения, исследовать пространство. На главной улице городка, с одной стороны — смотровые площадки, с другой — лавки, строения или нагорные панно.
Мы отмечаем здесь некоторые внешние отличия от общепринятой культурной традиции. По индийским правилам одежда женщин предполагает, что ноги должны быть закрыты свободной, не обтягивающей одеждой. А здесь многие одеты по европейски, что совершенно не характерно для всей Индии. Особенно эффектны в таких «непривычных» одеяниях местные девушки.
К нашему удивлению, на улицах можно встретить молодых парней с девушками, взявшихся за руки, гуляющих парочками. Это также нехарактерно. Большего никто не может себе позволить -обниматься и целоваться публично в Индии не принято.
Здесь, в каждом месте, есть свои культуральные отличия и чтобы реализовать свои мечты, молодежь может приезжать в такие места, например, в свадебные путешествия или на экскурсии и, реализовывать свои скромные мечты. Сейчас западные веяния оказывают все большее и большее влияние на индийскую молодежь. И просветленные учителя призывают ее сохранять чистоту ума, тела, противостоять плохому поведению и вредным разрушающим привычкам.
Участники экспедиции, сожалея о недостаточной видимости и посему невозможности обозреть виды Гималаев, в большинстве занялись шопингом. Множество лавок и магазинчиков на центральной улице Муссори, вполне тому способствовали.
Я люблю любую погоду, и когда ярко светит солнце и тепло, и когда видимость ограничена, когда снег, когда дождь, когда туман. В тумане у меня возникает ощущение уюта, надежности, как внутриутробная защищенность и отсутствие, в связи с этим, необходимости контролировать пространство для своей безопасности. И моя тревожность снижается.
Йога и медитация на каждый день от Аджита Вардана Сингха
Индия — страна, в которой каждый может реализовать потребности души, так как он хочет.
И где бы мы ни находились в Индии, у нас каждый день есть великолепная возможность получить практику йоги, пранаямы и медитации от доктора Аджита Вардана Сингха. Йогой и медитацией мы занимаемся и утром и вечером. В программе — элементы йоги Патанджали, дыхательные практики и трансцендентальные медитации. После каждого такого занятия наша жизненная сила и энергия заметно увеличивается. Отличное настроение и работоспособность сопровождают нас в течении всего дня.
Переписать ноты симфонии нашей внутренней, духовной жизни, а вслед за ней и всей нашей жизни вообще, может только ежедневная духовная практика, ведущая к осознанному проживания жизни!
Наш Учитель Аджит Вардан Сингх говорит: «Через Ом — влюбляемся в свое спокойствие». Как это верно! Медитация — одна из практик, проливающих на нас духовный свет, освещающий дорогу для наших действий. Без этого света — нет любви. Медитация это не способ убежать от мира, укрыться в трансе, переживании измененного состояния сознания. Это путь установления прямой связи жизни индивида и миром, практика управления потоком сознания и своими эмоциями. Расширяя свое сознание в медитации, мы расширяем собственные ментальные возможности.
Чаще всего с психологической точки зрения, уход в болезнь — это телесная «компенсация» неосознаваемых психических процессов, проявляющихся внешне как тревожность, психологический дискомфорт. Это защитная реакция организма на стресс, своеобразная реализация механизма сопротивления при длительно сохраняющейся неразрешенной, нереализованной или нежелательной ситуации. Это — внешнее отражение внутреннего состояния человека.
И многое зависит от нашего умения и навыка управлять своими эмоциями, от внутренней и внешней честности, от наших слов, размывающих и разрушающих, от наших мыслей и посылов. От состояния Любви!
4 дыхательных упражнения от Аджита Вардана Сингха:
1. Капал бхати (огонь внутри черепа). Воздействие: упражнение улучшает ауру.
Техника: спокойный вдох, выдох с усилием, резкий, через ноздри, при этом сокращаются мышцы живота, ощущается резкое напряжение в мышцах брюшного пресса. Живот при выполнении втягивается внутрь, плечи и грудная клетка участвуют в выдохе, как бы помогая «выжимать» воздух из легких на выдохе. Концентрация внимания осуществляется на нижней чакре ̶ мулатхар-чакре, во время выдоха активное сжатие ануса. Длительность: 1-3 минуты с перерывами в 0,5-1 минуту.
2. Бастрика пранаяма (кузнечные меха). Воздействие: разгоняет кровь, улучшает работу сердца.
Техника: вдох-выдох через ноздри с усилием, резко, быстро. Концентрация внимания: на анахата-чакре (рядом с сердцем, над солнечным сплетением), участие анахата-чакры в процессе дыхания. Длительность: 1-3 минуты с перерывами в 0,5-1 минуту.
3. Анулом вилом пранаям (альтернативное дыхание). Воздействие: восстановление, направленное на правое и левое полушарие, синхронизация полушарий, равновесие дыхания, уравновешивание состояния, уменьшение мыслей, общее спокойствие, очистительная практика для сознания. Основное упражение суар-йоги.
Техника: на правой руке прижимаем к середине ладони указательный и средний пальцы. Большим пальцем правой руки прижимаем правую ноздрю, безымянным пальцем правой руки прижимаем левую ноздрю. Отводим большой палец правой руки, освобождая правую ноздрю, (безымянный палец правой руки по-прежнему сжимает левую ноздрю), делаем глубокий вдох на 1-2-3, ощущаем прохладный воздух на вдохе. После вдоха закрываем правую ноздрю пальцем. Делаем паузу 1 секунду. После чего открываем левую ноздрю и делаем глубокий выдох, на 1-2-3-4-5-6, ощущаем, как идет теплый воздух на выдохе. Затем той же левой ноздрей делаем вдох на 1-2-3 и закрываем ее безымянным пальцем левой руки. (Необходимо стремиться к соотношению вдох:выдох, как 1:2). Делаем паузу в 1 секунду. После чего делаем выдох из правой ноздри, закрыв левую. После чего упражнение повторяется.
Концентрация внимания: на правом (суринари — солнечное, дает тепло) и левом (чандранари — лунное, дает прохладу) нервных носовых сплетениях, расположенных соответственно справа и слева от спинки носа, и вглубь на 2-3 см. Длительность: однократно 3 минуты, перерыв — 1 минута.
Вдохи и выдохи могут сопровождаться соответсвующими чувствами и мыслями. Вдыхая, думайте, что вбираете в себя высочайшие и наилучшие жизненные силы. При задержке дыхания представляйте, что жизненные силы и энергия проникают в каждую вашу клетку, во все ваше существо. Как земля впитывает воду, так и жизненная сила — прана впитывается умом и телом. Выдыхая, думайте, что все нечистоты ума и тела покидают вас. Задерживая дыхание после выдоха, думайте, что грязь и неприятности удалены, а все двери запечатаны так, что они не могут вернуться назад.
4. Брамри пранаям (жужжание пчелы). Воздействие: улучшение микроциркуляция в мозге, для лечения бессонницы, головных болей,
Техника: большие пальцами обеих рук прижимаем область козелка к наружному слуховому проходу, как бы «закрывая ухо», указательные пальцы обеих рук располагаем на верхних веках, не надавливания сильно, средние пальцы рук на нижних веках, также без надавливания, кончиками безымянных пальцев зажимаем обе ноздри, таким образом, чтобы удобно было контролировать ширину носового отверстия с каждой стороны. Делаем полный, глубокий вдох через нос, зажимаем обе ноздри безымянными пальцами, задерживая дыхание на 1 секунду. После чего открываем наполовину носовые ходы (что контролируем с помощью все тех же безымянных пальцев) и до конца, без остатка выдыхаем весь воздух из легких, произнося при этом звук «ОМ», таким образом, чтобы резонировать в нос. Сочетание звука с выдохом должно напоминать жужжание.
Длительность: начинаем с 3-4 больших выдохов, постепенно увеличивая упражнения до 1-3 минут исполнения с перерывами в 0,5-1 минуту.
После выполнения таких упражнений в организме происходят естественные процессы саморегуляции. Жизненная энергия ощущается во всем теле, а ум чист и ясен. Чувство душевного равновесия, спокойствия придает новое качество проживания жизни.
Мое новое открытие: многим людям такие практики могут помочь избавиться от разрушающих форм зависимого поведения, если потребность в практике станет новой привычкой и естественной необходимостью.
Следует особенно отметить, что для достижения наилучших результатов, необходимо обязательно получать эти знания и навыки только у квалифицированного мастера. Мастер уже прошел весь путь практики и знает все его особенности, и вы не будете идти путем проб и ошибок.
А самое важное это ваше личное непосредственное взаимодействие с Учителем в его благотворном поле. Учение у мастера — это передача состояния и опыта, реальное духовное влияние, обмен кармой.
Учитель — это луч Божественного сознания, проявленный для руководства и помощи идущему!
Коджурахо. Храмы Камасутры
Коджурахо известен своими тантрическими храмовыми комплексами посвященными Камасутре. Здесь бывает немного индийцев, и в основном комплекс посещают группы иностранных туристов поверхностно интересующихся Камасутрой. Парковое пространство комплекса весьма ухожено. Яркое солнце, тепло, зеленые лужайки и голоса птиц создают состояние непрерывности жизни, умиротворения и покоя. У входа на храмовую территорию нас окружают местные настойчивые продавцы, наперебой предлагающие книги, альбомы и бронзовые статуэтки на темы Камасутры.
Взаимное влечение между мужчиной и женщиной — естественный инстинкт. Мы не можем исследовать сексуальные импульсы напрямую. Они, как всякий психический процесс — лишь идея в бессознательном. Идея же становится доступной сознанию через символы, метафоры. Восток прочувствовал ценность эротических отношений намного раньше и лучше чем запад. И Кама-сутра или афоризмы о любви Ватсаяна, одна из ранних попыток зашифровать не только технику, но и целый диапазон отношений между мужчиной и женщиной. Кама — сфера чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. Но не только.
Непосредственно сексуальным практикам посвящена только небольшая часть трактата Ватсаяны, а собственно позам в сексе всего лишь три главы, в общей сложности чуть более ста сутр. В остальных разделах говорится о том, как быть хорошим гражданином, а также предлагаются размышления о взаимоотношениях мужчин и женщин. «Кама-сутра» называет сексуальные отношения между мужчиной и женщиной «божественным единением».
В Индии тема секса публично закрыта и собственно само сексуальное просвещение происходит только после 18 лет, в основном в традиционно-семейном ключе.
Комплекс в Коджурахо, это несколько рядом расположенных индуистских храмов имеющих куполообразную форму с наружным скульптурным оформлением на темы Камасутры. Многие успешные правители древности в лучшие годы своего правления, при достаточном богатстве, считали необходимым построить здесь храм в честь Шивы. Сегодня храмы ухожены, качественно и заботливо реставрированы и находятся под охраной государства. Практически каждый камень храмовых строений, каждый барельеф имеет свой каталоговый номер.
Внешнее оформление храмов скульптурными барельефами — не столько непосредственно изображения сцен любви, сколько изображение многогранности всех форм проявления жизни: война, мирная жизнь, отношения между мужчиной и женщиной, сцены быта, семейной и социальной жизни. Сексуальное влечение здесь чаще изображено в виде образов, различных животных символов: лошади, обезьяны, символизирующих многоликость его проявления. А сюжеты жизни, изображенные в камне, только подчеркивают, что реализация сексуального желания может происходить в самых различных деятельных проявлениях.
По самой своей природе, цель желания заключается в обретении удовлетворения. И оно может возрастать с новой силой даже после того, как человек решил, что он полностью удовлетворен. Тот, кто позволяет желанию господствовать и поработить себя, уподобляется человеку умирающему от жажды и выпивающего чашу с морской водой. Чем он больше пьет, тем сильнее разгорается его жажда.
Наш гид Джиту объясняет, что желание приобрести материальные блага сверх меры или жажда власти как скрытые сексуальные проявления могут «съедать» человека, «тянуть его назад», вызывать сомнение. Проявление же необусловленной любви, воздержание — есть ключ к счастливому проживанию жизни. В тантрическом подходе завершение сексуального акта не есть самоцель, важен сам процесс нахождения в состоянии любви.
Любовь — это энергия и внутренняя сила, которая способна содействовать любому аспекту жизни. И невозможно переменить мысли другого, кого любишь не любя.
В индуистской традиции предусматривается активная сексуальная жизнь с двадцати пяти до пятидесяти лет. И для мужчин рекомендуются сексуальные контакты не чаще одного раза в пятнадцать дней, для накопления энергии и жизненной силы сперматозоидов. Имея в виду важность телесной сексуальной потребности, мы знаем, что на самом деле основой длительного счастливого пребывания в браке является душевная общность проявляющаяся через взаимное уважение и взаимопонимание между супругами.
Мы продолжаем осматривать храмовый комплекс и посещаем действующий храм. Внутри храмов пространство более аскетично. Свет внутрь не проникает. В глубине храма, в центре есть пространство с символическим шива-лингамом. Любой звук здесь эхом многократно отдается от поверхности камня. А на ровной площадке под куполообразным потолком называемом «пуп» возникает ощущение себя в каком-то замкнутом пространстве и есть желание освобождения и выхода на свет.
Чуть позже мы выезжаем в пригород Коджурахо, чтобы осмотреть еще один храм. Мы с Надеждой выходим на сельскую улочку, разглядывая жилища простых индийцев. Это низкие глинобитные лачуги с земляным полом и постеленными на нем домоткаными ковриками. Кажется, жизнь здесь остановилась и запечатлелась как много веков назад. Через открытые тканевые занавески, вместо дверей, видна нехитрая утварь дома. Однако, во внутреннем пространстве поддерживается чистота и порядок. К домикам пристроены хозяйственные помещения, а за глиняным забором с плетеными из прутьев воротцами — двор для скота.
Нас, европейцев, сопровождает и с удивлением рассматривает местная детвора. Ощущение сочувствия крайней бедности и тому, как здесь живут люди, их дети, мгновенно вызывают у нас слезы.
Древний Варанаси
Варанаси — город на берегу Ганги, город с древнейшей историей и традициями, город многочисленного паломничества, город жизни и город смерти.
По прилету в Варанаси, наша экспедиция разместилась в гостинице на набережной Ганги, знаменитой на весь мир. На улицах шум, гам, на первый взгляд хаос и неразбериха с движением людей, повозок, рикш. Я уже был в Варанаси. В этот раз, как мне кажется, всё по-другому: я менее эмоционален, более спокоен, опытен и даже аналитичен. И я хочу в этот раз совершить омовение в Священном Ганге.
Все мы: богатые, бедные, облеченные властью, слабые и сильные едем в одной телеге везущей нас «к плахе». И посмотрите, послушайте, кто как себя ведет на этом пути, что делает, что говорит, что «везет с собой», что для него наиболее важно и как он поступает?
Мы часто сталкиваемся с явлениями, кажущимися противоречащими известным законам природы и создающим сомнения относительно божественной справедливости. Бывает, что честный, обязательный, морально устойчивый человек, вдруг терпит в жизни большую утрату или неудачу, словно получая от Бога наказание за какой-то большой грех. А другой человек, замешанный в самых тяжких грехах, процветает, живет мирно и благополучно. Кому-то богатство приходит легко или по наследству. Один достигает большого успеха малыми усилиями, а другой, работая с утра до ночи, находится в бедности и не может преуспеть, несмотря на огромные усилия. И нам трудно смириться с тем, что в жизни всё предопределено. Однако осознание необходимости перемен в своей жизни к лучшему, это и есть божественный замысел, на реализацию которого вам будут даны жизненные силы.
Ежедневные утренние медитации и водные прогулки вдоль набережной Ганги к тем местам, где происходит кремация умерших, дают и удивление к повседневным аспектам жизни и необъяснимое ощущение спокойствия и равновесия по отношению к жизни и смерти.
Мы совершаем несколько таких водных прогулок на лодках вдоль набережной Варанси. Тревожно-любопытно посетить места кремации и увидеть погребальные костры, всё в деталях. Сама кремация происходит не во всех случаях. Не кремируют детей до 12 лет и людей имевших определенные заболевания, например кожные. Их просто отпускают плыть по течению Ганги на траурно украшенных лепестками цветов плотиках.
Сидя в лодке, раздумываю о вспомнившемся тексте из буддистского писания: «То, что родилось, умрет. То, что составилось из частей, распадется. То, что накоплено, истощится. То, что построено, рухнет. То, что высоко взлетело, низко падет».
Здесь люди адекватно относятся к жизни и смерти. Старость и болезни — неминуемо сопровождают нас по жизни. Но мы не забываем, что наше тело это храм души, и инструмент реализации запросов нашей души в этой жизни. Мы любим и лелеем свое тело, заботимся о нем, содержим его в чистое и порядке и делаем все возможное, чтобы оно было здоровым и сильным.
В денежном отношении процедура кремации здесь дифференцирована. Для бедных она обходится в минимальные суммы. Для более состоятельных умерших ритуал обходится дороже. Здесь для кремации используют определенный сорт древесины, один килограмм которой стоит 100 рупий, а для всей процедуры необходимо около 100 килограмм. Очень богатые люди могут быть сожжены на сандаловом костре.
Раннее утро. Солнце ещё не взошло, а на набережной Ганги уже кипит жизнь. Слышны голоса паломников, лодочников, торговцев. Йоги делают омовения и утренние упражнения. Прямо под окнами нашей гостиницы, у воды на набережной каждое утро делает упражнения настоящий йог. Он использует ступени, каменные выступы набережной для ритмичных многократных растяжек и делает самомассаж всего тела, а затем омовение. Занятие длится примерно полтора часа.
Я спускаюсь к воде. По преданию, человек совершивший паломничество к Ганги и омовение в нём очищает свою карму. И я решаю это сделать. Вода в это время года в Ганги чище, чем летом, темно-зеленоватого цвета. Вхожу в воду. Состояние необычное. Кажется, что я выхожу из тела, спокойно оставив его позади. Бестелесно делаю шаг вперед навстречу к чему-то вселенски вечно-ясно-спокойному. Соединение вновь происходит только через некоторое время, когда уже чувствуется мягкость воды и её окутывающее тепло. После омовения — ощущение свежести и наполненности энергией и необычной жизненной силой. Я вновь живу!
В Варанаси люди тысячелетиями живут вместе с животными: коровами, обезьянами, собаками, птицами. Священными животными являются коровы, которых можно увидеть всюду, на тротуаре, на дороге и даже в магазине. Ничьих коров в Индии нет, у каждой есть хозяин. Их кормят, поят и доят. Если животное погибает, его захоранивают в поле.
Рядом с нашей многоярусной гостиницей растет древнейшее дерево, которое облюбовали обезьяны. Они всегда откуда-то сверху, с уступов здания наблюдают за всем, что происходит и не упустят момента полакомиться каким-либо съестным, что плохо лежит. Здесь следует быть особенно внимательными к сохранности своих вещей и документов.
Окна, стены помещения столовой гостиницы зарешечены, а некоторые входные двери снаружи не имеют ручек для открывания. Виктор Викторович шутит: обратите внимание — мы здесь, а обезьяны на свободе. Люди подкармливают обезьян, но когда они очень назойливы их гоняют длинной бамбуковой палкой с расщепленным концом, чтобы создавалось больше шума. В Индии есть специальная служба, регулирующая в городах численность популяции этих животных.
Вечерние беседы с брамином
Ежевечерне в Варанаси мы встречаемся с брамином Мату Просад Чатурведи для бесед. Нас интересует духовная составляющая жизни индийцев, темы эротики, любви и семьи.
Святость здесь распространена всюду. В большинстве индуистских домов, офисов, в магазинах, гостиницах вы можете увидеть небольшие алтари и святыни с ежедневно обновляемыми подношениями и лепестками живых цветов. День начинается с почитания богов и учителей Гуру. Брамины — хранители этой древней культурной, религиозной и духовной традиции и, может быть поэтому, они соответственно принадлежат к высшей касте.
Мы в обычной жизни ставим на первое место реализацию материального благополучия и часто остаемся с душевным беспокойством. И в своей психотерапевтической и консультативной практике мы тратим много усилий, чтобы в ситуациях жизненных затруднений помочь человеку сделать переоценку своих ценностей и ориентиров, расставить жизненно важные акценты в соответствии с потребностями души человека. Рекомендуем, как распределить время жизни и жизненную энергию для достижения своих истинных целей.
Здесь изначально всё иначе. Жизнь представляется состоящей из четырех равных периодов. От рождения до 25 лет — взросление, ученичество. От 25 до 50 — семья. От 50 до 75 — передача опыта. От 75 до 100 лет мудрость и покой. Такая периодизация естественно предписывает создание новых психологических «новообразований» и предполагает минимизацию фрустраций в переходные периоды жизни. Возрастные кризисы и сопутствующие им психические состояния, как правило, не возникают.
Отметьте, как уже с раннего возраста, распределен день индуистского ученика-монаха.
День разделен также на четыре части. 4-6 часов утра — время Бога. Время молитвы. В это время человек должен вставать вместе с солнцем и не должен спать — главный принцип и традиция индусов. 6-8 часов утра — совершаются ритуалы. 8-11 часов утра — читаются книги на любые темы и духовные в том числе. 11-12 часов — середина дня. Совершаются ритуалы дарения воды солнцу. 12-13 часов — приготовление еды своими руками. Молитва очищения пищи и дарения части еды Богу. 13-15 часов — обед и отдых. С 13 до 17 часов — делается практика, того, что прочитали утром. Можно задавать вопросы Гуру, он поможет в проблемах. С 17 до 19 часов совершается забота о Гуру или своей корове. С 19 до 22 часов — чтение духовной литературы, реализация в семье и решение её проблем. С 22 до 4 часов утра — сон. Все соответствует естественной цикличности природы и организма.
И всё направлено на реализацию душевных потребностей. Вырабатывается привычный навык, который сам становится потребностью проживать свою жизнь именно так.
Интересны детали — по индуистской традиции ребенка стригут в первый год, затем в шесть лет. И до 25 лет монаху-студенту нельзя стричься, нельзя использовать духи, украшения. При купании используется только вода и глина. В 25 лет — возвращение в семью. Родители занимаются свадебными заботами. Жениха стригут, красят, украшают и, не выпускают из дому, чтобы он был чист.
В беседах с брамином мы получили много ответов на интересующие нас вопросы о жизни индийцев и их культурных традициях. А многие участники воспользовались возможностью получить предсказания брамина на свою дальнейшую жизнь.
Садху и агхори
Как во во многих других городах Индии на улицах Варанаси можно встретить множество йогов и странников (садху). Непременным их атрибутом являются оранжевые одеяния, многочисленные четки и большая металлическая кружка для подаяний. Большую часть дня они проводят на улицах или на ступенях набережной, сидя на каких-то подстилках под открытым солнцем, выставив рядом свой примечательный сосуд. Их взгляд скорее выражает полное спокойствие к миру и ко всем событиям, внешне воспринимаемому как безучастность.
Они приветливы, добродушны и рады любому общению. Всегда согласны сфотографироваться с нами (после чего подобает сделать небольшой вклад в металлическую кружку). Им приходиться ежедневно бороться за выживание, ведь желающих помочь им совсем немного. Постоянная нехватка пищи, крова и ухода — обыденное явление. Но, несмотря на это, никто из них не пал духом, никто не озлоблен на мир.
В их глазах сама мудрость, глубокое знание жизни и внутренняя сила. Так вот где я получил ответ на мой вопрос, возникший еще в первой экспедиции: как быть же безотносительным, бескорыстным? Если одни люди выстраивают баррикады внешних защит, то другие сильны внутренней самодостаточностью, которая и убирает основу для корысти. Реализуя аскетизм, эти люди перестают быть привязанными к чему-либо, и у них отсутствует страх утраты, как основы для внутренних страхов (о смерти, о завтрашнем дне). А раз нет такой основы то и нет выраженных отрицательных переносов. Других людей они видят как отражение самих себя.
Для человека, впервые попавшего в Индию, непривычно видеть таких добрых, открытых людей, так непохожих на суровых и настороженных россиян. Эти безвестные герои, вверив свою судьбу Божественному провидению, мужественно идут по неизведанному пути самореализации, храня верность своим идеалам. А высшие силы для них, представленные в виде образов различных богов — живая реальность жизни.
Садху считаются святыми людьми в Индии. Они путешествуют или живут в одном месте и могут вам встретиться в любом уголке Индии. Когда-то их было гораздо больше, сейчас же их насчитывается от 4 до 5 миллионов, что составляет 0,5% населения всей страны. В Индии все уравновешено и садху, странствующие люди, традиционно и по праву занимают свою социальную нишу в обществе.
Организованные в различные группы по направлениям учений они несут людям древнюю мудрость, методы йоги и медитации. Садху радикально отвергают мир, всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за его пределами. Они прекращают все семейные узы, не имеют ни дома, ни имущества, носят минимальную одежду или не носят её вообще, едят скудную и простую пищу. Они максимально аскетичны, живут сами по себе, на обочине общества, и проводят свои дни в поклонении выбранному божеству.
И здесь весьма показателен наш интерес к агхори, одному из религиозно-мистических направлений садху, В переводе с языка хинди «аг-хора» — означает «не ужасающийся». Тем не менее, они поклонники Шивы и их движение имеет начало с четырнадцатого века. Они также совершают молитвы почитания Ганги и огненные ритуалы.
Практикуя не принятые в социуме ритуалы, такие как манипуляции с трупами и черепами, жизнь на местах кремации, употребление в пищу разложившихся останков животных и даже людей, агхори пытаются достичь цельного сознания за пределами приятий и отрицаний, влечения и отвращения, они стремятся стать подобными природной стихии и времени, которые и дарят и забирают жизнь, всей материи во вселенной без различия на черное и белое, высокое и низкое, плохое и хорошее. Они проводят магические ритуалы, чтобы выйти на контакт с высшими силами, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь мистического знания. Например, взять силу у человека умершего триста лет назад или «переместиться» в новое тело.
Агхори, слуги смерти, аскеты и черные колдуны не вписываются в традиционные религиозно-культурные рамки. Они пьют вино, курят, едят мясо, пьют из черепов, ходят без одежды и посыпают себя пеплом погребальных костров. Однако, чрезмерное мистическое увлечение этих людей идеей смерти, суть и содержание их ритуалов на общепринятый взгляд являются признаком патологии и духовного регресса.
Сообщество агхори довольно закрыто. В один из вечеров мы посещаем ашрам агхори на набережной Ганги, встречаемся с Лали Бабой, духовным руководителем движения и подробнее знакомимся с агхори. Во время беседы, Лали-Баба дает каждому из нас психологическую характеристику о целостности, об осознавании внутренней божественности. Виктор Викторович дарит Лали-Бабе, обещанную им в прошлый приезд, книгу об индийских путешествиях. Мы очень впечатлены встречей с Лали Бабой, однако суть его учения во многом противоречит нашим жизненным принципам и представлениям.
На обратном пути, идя по набережной Ганги, я ощущаю спокойствие и чувство облегчения. Мне вспомнилась притча о Шиве, который следуя к источнику воды, увидел спящего у дороги аскета. На том не было никакой одежды, кроме набедренной повязки и положенного в изголовье кувшина для воды из сушеной тыквы. Шива остановился, внимательно и проникновенно посмотрел на аскета, но ничего не сказал и последовал дальше. Когда же он возвращался назад, аскет уже проснулся и пал к стопам Шивы со словами: «О Шива, прости меня! Значит, я еще не все сделал для освобождения от цепляний за материальное, раз я положил под голову, чтобы не украли, пустой кувшин из сушеной тыквы, который не стоит ни одной рупии!»
Сарнатх
В Сарнатхе, расположенном неподалеку от Варанаси, есть достопримечательное место — буддийский храмовый комплекс с великолепным парком, зелеными лужайками и разнообразными растениями. Это комплекс скорее имеет международное значение, поскольку здесь представлены, например, и храм джайнистов или японский буддийский храм.
Сейчас в мире насчитывается более 700 миллионов буддистов. Возможно, буддизм так привлекателен для многих людей потому, что он не основан на вере в Бога, он сосредоточен на исследовании вопросов мировоззрения, бытия, феноменологии сознания, методах достижения трансценденции и освобождения. В буддизме нет жестких ограничений и минимум ритуалов.
Центральное сооружение храмового комплекса в Сарнатхе — гигантская ступа (по преданию, внутри этого глиняного сооружения обложенного камнем находится зуб Будды). Скульптурная группа с Буддой и пятью его учениками (шраваками) расположена под сенью тысячелетнего дерева, в том месте, где он впервые произнес свою проповедь. Скульптуры покрыты бордово-красной тканью, что придает впечатление живости композиции. Рядом расположен колокол Будды, под которым можно медитировать...
Именно здесь, в Варанаси, впервые Будда Шакьямуни «повернул колесо Учения» изложив перед своими учениками доктрину о Четырех благородных истинах. Приведу их Вам подробнее: это — истинные страдания, это истинные источники, это истинные пресечения и это истинные пути. Страдания следует познать, тогда не останется страданий, которые следует познать. Источники страданий следует устранить, тогда не останется источников, которые следует устранять. Пресечения страданий следует осуществить, тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществить. Пути следует пройти — тогда не останется путей, которые следовало бы проходить!
Участники экспедиции обходят вокруг ступы семикратно, удерживая своё истинное желание, которое обязательно реализуется. Здесь мы также стали свидетелями коллективного почитания Будды тайскими буддистами, они, держа над головой, пронесли с молитвой вокруг ступы многометровую оранжевую ткань и затем прикрепили её к основанию ступы.
Уже традиционно наша группа медитирует на зеленой траве этого замечательного парка. В прошлый мой приезд сюда, во время такой медитации прямо на меня с неба мягко опустилось перо большой птицы, и я привез его домой и храню на память.
Керала
Наш путь лежит на юг Индии, в штат Керала. Это очень развитый в социальном плане штат. Чистый, мирный, с развитым здравоохранением и самым низким уровнем детской смертности. Грамотность местного населения почти стопроцентная, и образованных людей можно встретить всюду, даже в сельской глубинке. Дети здесь начинают ходить в школу уже с 4-х лет. Как и во многих других местах Индии женщины здесь носят красивые и яркие сари, а вот у мужчин — национальная одежда народа Кералы — специальные юбки малаяри.
После 45-минутного переезда из аэропорта Тривандрума к побережью оказываемся на прославленных пляжах Кувалам. Мы пробудем несколько дней на аюрведическом курорте Соматираам. Здесь есть некоторые культурные отличия. Если на севере и в центральной части в действующий индуистский храм можно входить каждому, то здесь никому, кроме индуистов.
Мечты сбываются. Следуя по дорожкам парка Соматираам вслед за Виктором Викторовичем, мы выходим на берег Индийского океана. Шум волн. Высокое солнце и всепроникающее тепло необъятного пространства. Береговая линия очень красива и живописна: песчаный пляж, кругом густые пальмовые рощи. Купание в океане вызывает массу доселе неведомых эмоций. Через определенный промежуток прохождения невысоких волн идет очень большая волна в несколько метров, с шумом перекатывающаяся у самого берега. Горячий мягкий прибрежный песок в определенных местах попискивает от движения стоп. Пляжи не огорожены, не являются частной собственностью, они общественные и бесплатные. Лишь на территориях пляжей прилегающих к курортам есть зоны для отдыхающих.
Почти все мужчины, так или иначе, здесь связаны с рыбным промыслом и на песчаных пляжах тут и там стоят рыбацкие лодки. Местные рыбаки, жители соседних селений, ежедневно по нескольку раз забрасывают свои неводы в океан. Эту физически тяжелую работу они сопровождают громкими и дружными возгласами, которые слышны далеко вокруг. К заключительному моменту у невода собирается большая часть деревни, женщины, дети. Рыба расфасовывается по видам и размерам и тут же отправляется на местный рыбный рынок.
Эти места называют раем на земле. Мы устроились в расположенных на берегу океана, среди пальм и экзотических растений, комфортабельных бунгало местного аюрведического курорта Соматирам. Здесь только европейцы. В программе — отдых и лечебно-восстановительные процедуры. Действительно, хочется отдохнуть от движения и расслабиться в таком замечательном месте.
Сам отель представляет собой отдельно расположенные административные строения, клинику, бассейн, ресторан и круглые по форме номера-домики под крышами из пальмовых листьев. Все это расположено в живописной пальмовой роще на склоне спускающегося к океану холма. Экзотическая красота пышной тропической зелени, легкий бриз и шум прибоя способствуют безмятежности, расслаблению и гармонии.
Соматирам — первый аюрведический курорт на Коваламе, причем не только по дате его открытия, но и по популярности среди иностранцев. Здесь можно сочетать отдых с аюрведическими процедурами. Здесь работают более 60 врачей и терапевтов.
Согласно аюрведе человеческое тело состоит из пяти компонентов — эфира, воздуха, огня, воды и земли, которые вызывают три состояния настроения, управляющие физическими и ментальными функциями человека: вата, пита и кафа. Аюрведа исходит из того, что болезнь не является случайным явлением, она является результатом накопленной физической и ментальной дисгармонии и дисбалансом основополагающих элементов.
Для назначения процедур местные врачи проводят анкетирование, осмотр поверхности языка, замер давления и пульсовую диагностику. И в соответствии с результатами и для приведения организма в здоровое, равновесное состояние назначают аюрведические процедуры, варианты питания. Терапия проводится одновременно на трех уровнях: рациональном, физическом (диета, применение лекарственных средств), психологическом (медитация, самовнушение) и духовном (проговаривание мантр, милосердие и благотворительность).
Здесь практикуется и комплексная процедура «Панча Карма», в переводе — «пять активностей», «пять«» терапевтических «техник» омоложения и очищения организма, которые отлично дополняют друг друга и помогают организму очень быстро «обновить» свое состояние. Продолжительность нашей жизни может быть обусловлена и генетически. А вот качество жизни — только душевно-эмоциональным состоянием. «Химия» нашего тела зависит от «химии» наших мыслей. А наши мысли приводят к определенной химии тела. Причина многих болезней — это бездуховное состояние.
Пространство
Вечером в гостинице из любопытства, включаю ТВ. Моему удивлению нет предела — отсутствие западных фильмов, сцен насилия и всяческой «попсы». Всё чинно, порой наивно. Много каналов развлекательного характера, в основном это музыкальные программы, местные фильмы, увлекающие массы остротой сюжета — о любви, о заботах простых людей. Герои, при всей жизненности ситуаций, несут в массы позитив. Понравился момент сериала, где у папаши — пять дочерей на выданье! Выдать дочь замуж — для отца забота, требующая огромных моральных и материальных затрат.
Но собственно я хочу сказать о другом.
В Индии очень многие люди исторически вовлечены в культурную, религиозную и духовную жизнь. В различных фестивалях, празднованиях, паломничествах, да и в ежедневных духовных ритуалах принимают участие сотни миллионов людей. Вне зависимости от многообразия подходов преобладающее большинство населения вовлечено в опосредованную психологическую и психотерапевтическую практику. Когда такое видишь, невольно возникает сожаление о жесткости ментального пространстве там, где этого нет. И в связи с этим, перманентно возникающего состояния полудепрессии в обществе из-за дефицита культуры и духовности.
Реализация духовного запроса в психосоциальном пространстве, при всем нынешнем развитии коммуникативных средств, предполагает незаменимое непосредственное взаимодействие между людьми. Недостаток форматов для реализации такого запроса и вовлекает людей в различные реальные или виртуальные субкультуральные отношения, иногда несущих в себе элементы внутренней или внешней деструкции, являющих собой симптомы «общего заболевания» — душевной пустоты.
Каждый из нас хочет максимально оградить себя от душевной боли. Бывают ситуации, когда этого не избежать. Но чаще всего, человек сам себе создает условия для страдания через неумение обуздать своё эго, через неоправданные привязанности, через свою алчность и вожделение. И через свой гнев, который является результатом такого отношения.
Порою человеку легче слетать на Луну и безопасно возвратиться назад, чем преодолеть пропасть длинною всего в один шаг, навстречу к самому себе. Мы с уважением относимся к выборам самого человека в его жизненном пути. Но не следует ждать, что кто-то сделает нас счастливыми.
Наши жизненные встречи не случайны — они лишь помогают нам подтвердить свой Путь. И самое важное моё открытие в индийских экспедициях — я укрепляюсь в правильности выбранной мною миссии несущей добро людям, миссии психолога, психотерапевта помогающего людям облегчить свои душевные страдания, помогающего стать честнее, открытее, добрее, доверительнее друг к другу.
Я не ставлю иллюзорных макро-задач. Я просто буду это делать там, где я есть! И вокруг себя. И от осознавания этого — я чувствую себя счастливым!
Пожелания
Дорогие читатели! Я буду очень рад, если эта статья поможет Вам изменить свою жизнь к лучшему, решить важные жизненные задачи и достичь радости и успеха. У меня есть надежда, что Вы выберете, как Вашей Душе лучше! Только идущий достигнет Цели!
Пусть в Вашей Жизни Вас всегда сопровождает Вера, Надежда и Любовь! И пусть их Свет помогает находить Вам именно Свой Жизненный Путь! Пусть в ваших путешествиях будут Новые Встречи и Новые Откровения...
Добрых Вам встреч и удачи в движении по Пути самопознания, самореализации, оздоровления Души и Тела! Желаю Вам Благополучия, Счастья и Радости Жизни.